Главная » 2024 Июль 18 » «Выдающиеся люди Минусинского района» (Нефедов Владимир Михайлович)
23:47 «Выдающиеся люди Минусинского района» (Нефедов Владимир Михайлович) | |
![]() Родился 5 августа 1947 года в с. Майна Каратузского района Красноярского края. В 1952 переехал в с. Уюк Пий-Хемского района Тувинской АССР. В 1961 г переехал в совхоз Элегест Тандинского района, где и закончил школу. С 1967 по 1969 гг. служил в рядах Советской армии. С 1969-1972 годы учился в Томском государственном университете. В 1973 поступил в Кызыльский государственный педагогический институт, закончил в 1978 по специальности биология. Присвоена квалификация учитель биологии средней школы. Работал в Пий-Хемском Доме пионеров. С 1982-1984гг работал в КГПИ. С 1984 г в Лугавской средней школе №19. С февраля 1989 по август 1989 г. директор Дерзн-Аксынской школы Тувинской АССР. С августа 1989 г директор Лугавской средней школы. Уволен 23 сентября 2001 года. 12 лет проработал в Лугавской школе. Умер 26 ноября 2023 года ![]() Считается, что я родился 05.08.1947 года в селе Майка Каратузского района Красноярского края. Но основная часть детства протекала в селе Уюк, Пий-Хемского р-на республики Тыва. Школу заканчивал в поселке Элегест, Тандинского р-на. Армию прошел в в/ч 33643, г Юрга Кемеровской области. Образование получил в Томском государственном университете с 1969 по 1974 годы. До 1978 года продолжил образование в Кызыльском государственном университете. Специализация - «Физиологии человека и животных». Дважды работал в экспедициях по изучению ресурсов лекарственных растений в республике Тыва и Алтае. Достаточно успешно занимался фотографией. Одно из фото было помещено в книге «Энциклопедия Российской печати за 300 лет». С 1984 года и до 2006 года работал в Лугавской школе в должности директора и психолога. Десяток лет с учителем физкультуры во время школьных каникул ежегодно водили старшеклассников в многодневные походы по Саянам. С 2006 г. пребываю на пенсии. От клуба «Вдохновение» выступал в Минусинске с философскими беседами в Доме инвалидов, в Доме отдыха ветеранов «Журавушка», помогал участникам клуба в благотворительной работе. Жизнь моя, как и у многих, была очень насыщена удивительными, с раннего детства и по сей день, событиями. О некоторых хочется рассказать. ![]() «Ваши дети не являются вашими детьми. Они сыновья и дочери стремительной жизни к самой себе. Они пришли благодаря Вам, но они не от Вас. И хотя они с Вами, они все же не принадлежат Вам. Вы можете давать им свою любовь, но не свои мысли. Потому что у них есть свои собственные мысли. Вы можете укрывать их тела, но не их души, потому что их души обитают в доме завтрашнего дня, который Вы не можете посетить даже в мечтах своих. Вы можете стараться быть похожими на них, но не пытайтесь сделать их похожими на себя, потому что жизнь не идет назад и не остаётся во вчерашнем дне. Вы есть лук, из которого Ваши дети, как живые стрелы, посылаются вперед. Лучник видит цель на пути бесконечного, и он сгибает Вас своим могуществом, чтобы его стрелы летели быстро и далеко». ![]() От рождения на этом Свете, никто не застрахован. Что касается меня, я никогда не знал, к какой цели ведет меня моя Жизнь. Блаженно мечталось о робототехнике (та же электроника плюс механика). Простите за наивность, но мечтал сам сделать своими руками радиоуправляемые микросамолеты, вертолеты, животноподобные вездеходы, миниатюрную подводную лодку с видеокамерами и автоматическим управлением. Совершенно реально все это видел и ощущал. Настолько реально, что даже в газету давал интервью о работе кружка, где делаем такую модель самолета. Даже усмешки, моих сотоварищей после опубликования этого интервью, меня не обескуражили. Зато сегодня все это делается в мире, и всего-то каких-то двадцать лет спустя, увы, без меня. Но, видно, предо мной Жизнь поставила другую цель. Но, именно, эта моя страсть и привела меня к открытию в области детской психологии. Желающих посещать кружок «Техническое моделирование» – пилить, строгать, клепать, паять – хватало. Но многие детки приходили просто потусоваться, пообщаться. Для тонкой работы, как правило, не хватало усидчивости, устойчивости внимания, терпения. Т.е. тех качеств, которые и в учебе успешность обеспечивали. А самое главное – искры божьей - въедливости. Что-либо создать и до конца довести без этих качеств никак нельзя. Но были детки и просто с другими интересами. Можно заметить, что все вышеперечисленные отсутствующие качества и не давали им, многим, быть и в числе благополучных учащихся. Прикол был в том, что они сильно мешали кружковцам. Не умея ничего делать, не знали, куда себя деть. И взрослые не знали, что с ними делать. В официальных учительских кругах их называли «неблагополучные». От них это «высокое» звание, естественно, скрывалось. Соответственно набору качеств нетрудно было понять, что никогда и ничего от них нельзя будет добиться, что они, кроме бродяжничества и всех грехов, соответствующих их возрасту, никаких заслуг не имели и не смогут иметь. Но и выталкивать их с высокого крыльца «Эдема», коим казался для них Дом пионеров, на грешную землю улицы было как-то не по-божески. Ибо не было «неблагополучным» признания ни в школе, ни дома, и отсюда их гнали. И только ролью Провиденья можно объяснить то, что сподвигло меня организовать их в отдельный кружок – кружок уличных бродяг. «Но чтоб создать законный вид и толк»,- говоря словами басни Крылова, пришлось придумать и название, дающее этот и вид, и толк. ![]() То, что от них тщательно скрывалось – «неблагополучные», - стало для них их козырной картой. Как их понесло и как их заносить стало! На первом же занятии по теории геологии стало ясно, что им слабо сидеть спокойно и мыслить сносно. После долгих и напрасных теоретических занятий, наконец, увиделась интересная их особенность. Они совсем неплохо начинали мыслить в такт с движением их ног. Ни дать, ни взять – новый закон в психологии. Вот и сучение ногами на уроках. А сучить не дают, и успехи нулевые. Приспособился преподавать основы науки в движении и в полевых условиях. Потом дошло: Сократ, таким образом, учил своих учеников. Вскоре вылез еще один грандиозный конфуз. Их благополучные сверстники, заинтригованные заговорщицким поведение «геологов» (возвысившим их неимоверно над всеми), которые на всех углах и закоулках трезвонили о себе, держась все вместе и смакуя во всеуслышание их новое увлечение тоже начали искать пути для внедрения в «их» кружок. Но не тут-то было. Особенно ревностно старался Миша Л., по праву высоты роста и возраста, конечно. Авторитет его зиждился на курении, прикладывании к «зеленому змию и достаточно полному игнорированию школьных дисциплин. В данном случае он вообще возвысился и каждому, кто пытался внедриться, он приводил сногсшибательные аргументы: «Это кружок для неблагопоЛУЧных. Сначала докажи, что ты неблагополучный…». Пошли жалобы из школы, что стали срывать уроки те, на кого учитель и подумать не мог, что тот такое вытворит. ![]() Что мы делали? Да ничего! Оснащением нашим было: рюкзак, провиант и «геологический» молоток. Наши ноги нас несли. Наши руки махали молотком. Через движение ног и рук пришло в движение содержимое наших мозгов. По субботам и воскресеньям братва являлась под окна нашего дома и будила всю семью свистом и истошными: «Владимир Михайлович!». Под косые взгляды супруги я вставал, одевался и уходил с ними. Для себя - на работу, для жены – бездельничать, бродяжничать, от дома отлынивать. Походы - была их стихия. Стихия неблагополучных. Они все умели. Они были закалены и непритязательны. Пожалуй, будет интересно пронаблюдать возникновение закаленности. Наверное, через полтора года, жена устремилась на работу. А сына Алексея, как правило, я на саночках через всю поперечную часть Турана возил к бабе Груне. И вот заметил интересную вещь: морозы в Туве большая редкость меньше тридцати, особенно по утрам. Бежишь - дубеешь, ну, и всегда думаешь, как бы сына не заморозить. И первое время, бывало, оглянешься, а он без рукавиц сидит. Схватишь руки погреть, а они горячее моих. Поделился впечатлением с мамочкой – «мама, мия»! Заставили надевать рукавицы и привязывать их. Их же ничего не страшило. Они были абсолютно надежны. Дробить скалы молотками и с каждым цветным минералом, буровя снег (почему-то больше запомнились зимние походы), бежать ко мне для определения найденной ценности и снова дробить до тех пор, пока не придёт время обедать. Если мы с ними ехали на мотоциклах (у меня был «мотороль»), Алексей обычно стоял за рулем, защищенный моими коленями, и для него всегда везлась бутылка молока. Мамкина подруга, видя нас, восклицала: «Патриоты! Ну, патриоты…». Предполагаю, что родители у многих из моих «геологов» были рады – не рады возникшей структуризации времени у своих чад. Ибо какого только провианта ни доставали чада из своих рюкзаков! Я же выглядел средь них бедным родственником. Но, слава Богу, щедрость их не знала границ. По сей день для меня это психологическая тайна – зачем я им был нужен? Они были совершенно самодостаточны. И это чувствовалось по их опыту. Вечером тащились домой с камнями в рюкзаках и день-два, отдохнув, сортировали их и классифицировали. Сидя у костра и попивая чай, я выслушивал их юношеский пыл и несуразицу. Вставлял, где нужно, то, что нужно. Заметил, что они пытаются установить отношения ранжирования меж собой. Пришла мысль каждый раз назначать очередного командующего походом, которому и я наравне со всеми буду подчиняться. И каждый должен был пройти эту роль, и все должны ему помогать советами без замечаний. А он в конце дня обязывался отметить заслуги каждого в оказании дельной помощи ему в управлении отрядом. Критиканство категорически не допускалось. И я никого не критиковал. Вместо этого рассказывал что-нибудь из книг начитанное. Или случаи из жизни извлекал, а может, и сочинял в тему. Они все впитывали. Наблюдая за ними, видел, как легко организовать из них уличную шпану какому-нибудь «авторитету», когда их растущая натура инстинктивно группируется и тянется к любому к ним неравнодушному взрослому. Но нам, взрослым, всегда некогда. Особенно у костра было заметно, что время от времени Миша много чаще других уходил за кусты покурить. И это приносило ему некоторую неестественность, он как бы выбивался из своей стихии и этим самым меня делал лишним в отряде. При очередной попытке улизнуть за кусты, я его остановил и говорю: «Кури, Миша, здесь, у костра. Не в доме же сидим». Миша оторопел. «Мне, - говорю, - неудобно, что доставляю тебе неудобство своим присутствием». Миша растерялся. «Садись и кури», - настаивал я спокойно. Все уставились на Мишу. Наконец, он сел на свое место. А курить, видимо, сильно хочется. «Все равно ты будешь искать способ, как выкурить сигарету, так ведь», - снова вмешиваюсь в его затруднённое положение. Наконец, Миша робко достает папиросы, покорно, ожидая, что я, как учителю и полагается, заберу их у него и брошу гневно в костер. Я начинаю рассказывать смешную историю про то, как я сам был когда-то уличен директором школы Серебрянниковым в Уюке. И как он держал нас целый день на ногах в директорской. И как целый день вызывал милицию по телефону, видимо, нажав на рычаг, отключающий телефон, чтоб нас арестовали и что-то еще с нами сделали. Сам же при этом курил одну папиросу за другой. Возможно, хотел, чтобы мы одурели от дыма и еще больше раскаялись. Не знаю. Нас держали, пока к вечеру не пришла моя мамулька и не забрала меня домой. Наревелись мы тогда… И моя классная руководительница Надежда Спиридоновна Шубина, заходя в нашу «кутузку», сокрушенно качала головой и охала, что «как я пожелтел и похудел». Курение никого до добра не доводит. Вся чушь этого метода заключалась в том, что я никогда и не курил до того случая. А два моих друга и до и после этой «пропесочки», как курили, так и продолжили это дело дальше. Но вернемся к костру. Миша смелел все больше. Наконец, зажег папиросу от головешки, затянулся. «Хотите закурить?», - робко предложил он мне свои услуги. Говорю ему: «Нет, Миша. Я не хочу быть импотентом в сорок лет». Опять рассказываю чего-то. Не думаю, что он этим напугался. Просто сложилась какая – то атмосфера полной взаимности и никакого ни на кого давления. Через год узнаю, что никто в отряде не курит и тем более не пьет. Не буду лукавить, учиться бывшие неблагополучные не стали лучше. Едва ли. Было бы слишком смело ставить такую задачу. Но за 1978-79 годы мои геологи заняли первое место на республиканском соревновании юных геологов, выиграв и у кызылчан и у ак-довуракцев – детей из геологической партии. Правда, наша команда на эти соревнования была усилена от школы Шульгиным Олегом и Нестеровой Надей. А нужно было на соревнованиях с лету уловить метод дозиметрии и воспроизвести его на образцах тут же на месте. Что они и сделали. Во всем остальном был нужен опыт полевых наработок. Конечно, это мизерная часть от того, что происходило с нами в промежутке между 1974 и 1980 годами. «А ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТ ВЕРШИТЬ ПОЕДИНОК СО СМЕРТЬЮ ВО СЕХ ЕЕ ВИДАХ…» (Игорь Губерман) Как говорят, было все и чего только не было! Все эти годы мое благополучие нередко висело на волоске. Даже просто лазить по скалам, ходить по тайге с «до зубов» вооруженными огнестрельным оружием подростками, ездить в походы на мотоциклах без всяких прав на ту езду и технику… Был случай. Зашли хорошим ноябрьским воскресеньем за Туранский маральник в местечко Булдурган (предгорья Самджира). Набродились по бездорожью, устали. И дала промашку психология перед лесовозной дорогой, идущей в обход горного массива, разделяющего долину речки Туран от реки Ожу (Оджа). В расчет входили и лесовозы, мол, подвезут. А получилось так, что «папа» - Желтобрюхов, начальник лесопункта, железно запретил шоферам подвозить пассажиров. Мы шли, умирая от усталости, с нами был и племянник Желтобрюхова Кудря Сергей. Его отец поднял на уши весь Туран на поиски пропавшего сына в составе пропавшей «экспедиции». Но почему-то никто из родителей не догадался прислать машину за своими детьми. И моей жене досталось по «седьмое число». За то, что не знает, где ее муж находится. А ее вечное неприятие моего образа жизни - возиться с чужими детьми, ставило между нами, стену молчания. Как в Израиле есть стена плача. Впору и нам было - хоть плачь. Я уж с шоферами по-всякому... Ночевали ночь в трескучий мороз у давно свалившейся кучи леса, за ночь всю сожгли, будучи без палатки и теплых вещей. А сон брал свое, и братва моя ложилась на бревна вокруг огня и засыпала. Впервой увиделось, как замерзают люди. Всю ночь ходил от одного к другому. Ложился к спине, согревал, сколь мог, и шел дальше. А они не просыпались, даже когда переворачивал их на другой бок. Слава Богу, все остались живы и здоровы, и сил хватило на следующий вечер добраться домой. Конечно, все умные взрослые были правы: и директриса Тоня Давыдова, тут же написавшая задним числом приказ о запрете на походы. И «папа» - Желтобрюхов, снявший с себя ответственность за «не дай бог что случится при подвозе с пассажиром». Много позже Бог свел меня с ним в его же доме, но уже в Шушенском. Случилось ночевать у него. Но это был уже тяжело больной и потухший ко всему человек. А тогда... Он нас жёстко подкосил. Оправдание у меня перед начальством, было только одно – никто не смог бы им, моим бродягам, это запретить, ибо они все равно бродяжничали. Имели огнестрельное оружие, ножи, сигареты, мотоциклы вдрызг разбитые, и детский авантюризм копирования взрослого поведения. А взрослый с ними просто был хоть сколько-нибудь маломальским гарантом их игры с жизнью по приемлемым правилам. Но и взрослому надо было быть все-таки поумнее. Александр Васильевич Суворов, пишут, потому не проиграл ни одного сражения, что просчитывал наперед не только выигрышные варианты, но и самый худший исход событий. | |
| |
|
Всего комментариев: 0 | |