75 лет назад наша страна проверялась на прочность, на право существовать. Не совсем мы были готовы к такому испытанию. Много государств не устояли натиску фашизма (а теперь забывают о том, кто их освобождал). Что же помогло русичам, «хлебавшим щи лаптем» выстоять. Дух народа, формировавшийся со времен татарского ига. Сибирь заселяли поселенцы, ищущие свободные земли, ссыльные, искатели приключений, ученые – первооткрыватели в поисках полезных ископаемых. Так создавались небольшие обживаемые поселения, деревни. В семьях рождалось много детей, нужны были рабочие руки, чтобы обрабатывать землю и защищать ее. Трудность существования в сибирских условиях закаляла характер.
В лихую годину для страны надели шинели многие наши земляки, умеющие переносить тяготы войны, знающие, что и кого надо защищать. Вчерашние школьники тоже уходили на фронт. Из нашего села ушли на фронт 326 человек, вернулись 110. Не вернулись 273 человека, погибли в бою 59, умерли от ран 18, пропали без вести 75, попали в плен 2, судьба остальных 119 человек неизвестна.
В Красноярске формировались сибирские дивизии. Это были свежие силы в тяжелой борьбе, показавшие пример мужества и героизма. Народ помогал всем, чем мог. В августе и сентябре 1941 года в Минусинске были подготовлены военные госпитали. Кавказская школа шефствовала над одним из госпиталей, он располагался в СПТУ. Подводы возили продукты, собранные населением, школьники отправляли подарки, сделанные своими руками. Учителя ежемесячно отчисляли однодневный заработок в фонд обороны страны. Все считали необходимым как можно больше помогать фронту. Коллективы школ Минусинского района активно участвовали в сборе средств на постройку самолета «Красный учитель». Учителя Кавказской школы собрали больше трех тысяч рублей. Всего было перечислено в фонд обороны 25000 рублей.
К началу войны поселенческие хозяйства превратились в зажиточные колхозы. Они кормили страну хлебом. Женщины, старики и дети заменили мужчин, ушедших на фронт. Чтобы сохранить скот, нужны корма, чтобы выращивать хлеб, нужно обрабатывать землю, сеять зерно. Девушки и молодые женщины в Минусинске осваивали технику, чтобы работать на тракторах. Старики ремонтировали все, что ломалось. Дети возили копны на покосе, а женщины накладывали их и копнили. Работали все «от мала до велика».
Труд женщин был самым тяжелым. Со слезами на глазах они и сейчас говорят об этом. Но их остается все меньше и меньше. Они тоже воевали, только на трудовом фронте. Коров доили вручную три раза в день, дежурные дома не бывали. В страду все колхозники были на поле: вязали снопы, складывали скирды, чтобы зимой молотить, зерно ссыпали в мешки, грузили на подводы и везли в город на приемный пункт. Подросшие дети присматривали за младшими, пололи и поливали огороды, кормили скот, все учились быть хозяевами с самого детства. Вот такую школу жизни проходили дети войны. На их плечи легло восстановление разрушенной страны. Они и с этим справились. Уходят из жизни дети войны и надеются, что грядущее поколение сумеет защитить свою страну.