Марина Вячеславовна Холодова,

заведующая филиалом

"Селиванихинская межпоселенческая библиотека

им. Г. В. Веретенникова",

с. Селиваниха

Минусинского района

 

 

 

 

 

 

 

ЭДУАРД РАДЗЮЛИС

В рамках Года культуры  «Селиванихинская межпоселенческая библиотека имени Г.В. Веретенникова»  знакомит своих читателей с самородками, которыми так богат наш край. Это и фольклорные ансамбли, народные хоры, самобытные ремесленники, поэты и художники.

И нам очень приятно рассказать Вам о талантливом человеке, нашем односельчанине, Гедиминасе Радзюлисе.

Гедиминас Владимирович Радзюлис... Это имя знают совсем не многие, а человека, который живет с этим именем, знают еще меньше. Но тот, кто хоть раз увидел его картины, уже не пройдет мимо него равнодушно, потому, что в душе возникает немой вопрос: «Неужели этот молодой, неприметный человек способен творить такое чудо».

Да. Творит, а вернее рисует. Рисует все: пейзажи, натюрморты, портреты, копирует полотна великих мастеров. Когда смотришь на его картины, то не можешь и представить, что их рисует человек, не получивший никакого художественного образования. Он нигде не учился, его никто не учил.

Как это ни странно, при слове художник у многих невольно возникает образ пожилого человека с бородой, длинными волосами, собранными в аккуратный пучок, с кисточкой у мольберта. Но к нашему художнику этот образ не имеет никакого отношения.

Ведь он не носит очков и длинной бороды, не ждет вдохновения, не рвет холсты и замазывает не нравящиеся полотна.

Единственное, что может остановить работу над картиной, это отсутствие нужных инструментов и красок.

Темы ему подсказывает жизнь, а вернее яркие впечатления от увиденного.

Судьба этого необычного художника складывалась не менее необычно.

В далеком 1971 году в Прокопьевский детский дом поступил ребенок, 4-х летний мальчик. В документах значилось имя Гедиминас - не привычное для нашего слуха, на которое ребенок совершенно не реагировал. Тогда нянечки стали звать его Эдик. Это имя прижилось, а о том, что его настоящее имя Гедиминас, Эдик узнал в 6 классе.

Детство Эдуарда Владимировича прошло в городах Прокопьевске, Белове, Ленинске-Кузнецке. Там он учился до 8 класса. А его любовь к рисованию проявилась, когда ему было 9 лет. Однажды к ним в детский дом приехала выступать группа десантников. Все ребята побежали смотреть концерт, а маленький Эдик остался дорисовывать незаконченную картину. Естественно, рисовал тогда чисто по-детски. Вдруг к нему незаметно подошел один из десантников и спросил, почему он не на концерте, на что Эдик ответил: «А я люблю рисовать!»

Тогда десантник сказал: «Если хочешь рисовать научиться, то рисуй по-настоящему». И у него на глазах нарисовал голову овчарки. Этот рисунок Эдик долго хранил и перерисовывал до тех пор, пока у него не стало получаться также, а может еще лучше. Наверное, этот случай послужил началом развития дарования.

Надо, сказать, что с 7 лет Эдик серьезно занимался спортивной гимнастикой и подавал большие надежды, как спортсмен. Чтобы как-то подбодрить ребят, наладить дисциплину, руководитель циркового кружка, куда Эдик с удовольствием ходил, пригласил на одно из занятий кружка, известного дрессировщика кошек, циркового артиста Куклачева, который был в то время на гастролях в Ленинск-Кузнецке. Артист рассказал о профессии циркового артиста, посмотрел, чем занимаются ребята, и указал на некоторых, в том числе Эдика и сказал: «Вот из этих выйдет толк». Толк, может быть и вышел, если бы ни одна маленькая помеха, для занятий нужны были чешки, но приобрести их не было возможности.

По окончанию школы его одного из класса отправили учиться в художественную школу им. Сурикова в г. Кемерово. В школу Эдика зачислили без вступительных экзаменов, предварительно посмотрев его работы.

Но судьба опять сыграла с ним злую шутку. Счастье было так близко. До начала занятий, стипендии, общежития оставался 1 месяц. И тут, как назло, у друга, где Эдик жил начались проблемы. Один, в большом городе, без денег, жилья, друзей он выжить не мог. Пришлось вернуться, и со своими одноклассниками, в Новокузнецке учиться на строителя.

Чтобы как-то сводить концы с концами будущий каменщик-монтажник учился и работал. Сблизился с художниками, которые работали в училище, помогал им рисовать плакаты, оформлять стенды, учился плотницкому ремеслу. Ему нравилось в их компании. В то время как сокурсники и друзья отплясывали на дискотеке и ходили с девушками в кино, Эдик большую часть своего свободного времени уделял черчению и рисованию. И надо сказать, что труды эти были не напрасны.

Самая первая настоящая картина, которую нарисовал Эдик, была «Моно Лиза» (Джоконда). Он решил сделать копию великого мастера, итальянского живописца Леонардо Да Винчи, и у него получилось. А вообще в жизни приходилось копировать таких маститых художников как Виктор Михайлович Васнецов, Иван Константинович Айвазовский, последние относятся к любимым художникам, которых Эдик любит копировать.

Настоящим художником Эдуард себя не считает, так как, по его мнению, настоящий художник много читает, интересуется историей, много путешествует. А у него на это, увы, нет ни средств, ни времени.

Зато есть самое главное - талант, дар Божий. С того самого момента, как голова овчарки была отработана до автоматизма, было написано не просто много, а очень много картин, пусть даже копий, но каких...

И среди этого многообразия были работы, с которыми по-настоящему жалко расставаться, но постоянная нехватка денег вынуждает продавать и их.

Как мы уже говорили, наш художник рисует всё: портреты, натюрморты, но больше всего по душе - пейзажи, и знаете почему? Потому что очень любит природу.

Сегодня   многие сельчане имеют в своих домах картины, которые возможно, когда-нибудь станут реликвией. А у Эдуарда Радзюлиса все ещё впереди – признание, выставки в художественных галереях, слава и кто знает, может быть, в энциклопедиях появится фамилия Радзюлис, по-моему, звучит не плохо.